А вам, сударь, лучше повременить с контекстной рекламой

Ксения Мухаметшина, специалист по интернет-рекламе
18 апреля 2018

Я бы с радостью сказала, что контекстная реклама спасёт любой бизнес от сложностей, защитит от нападков конкурентов или превратит маленький магазин в крупный холдинг за год, и вообще - это самая крутая штука, которую в своей жизни должен попробовать каждый. К сожалению, далеко не всем компаниям подходит такой способ продвижения.  

Кто-то может позволить себе полный комплект предложенных рекламным рынком форматов и инструментов. Другим приходится выбирать, отталкиваясь от поставленных задач и специфики бизнеса. Проблема не всегда упирается в отсутствие бюджета или непрофессионализм специалистов. Есть конкретные факторы, которые делают временный отказ от контекстной рекламы вполне логичным шагом.

I. Запрет на рекламу

Такое ограничение связано с законодательством РФ и политикой поисковых систем Яндекс и Google. Например, запрещена онлайн-реклама алкогольной продукции и медицинских услуг. Есть тематики, продвижение которых разрешено только после предоставления лицензий или разрешающих документов - пиротехнические изделия, банковский услуги и т.д.

II. Низкий спрос

Особенность поисковой контекстной рекламы заключается в том, что объявления показываются в соответствии с запросом пользователя. Самая результативная реклама должна полностью отвечать интересам и отражать потребности. Вероятность привлечь потенциальных покупателей космических двигателей или нефти близка к нулю, так как запросы по данным тематикам практически никогда не используются.  

Вот несколько ситуаций, когда спрос может быть очень низким:

  1. Планируется реклама новых услуг или инновационной продукции, которую ещё никто не знает. Для этих целей подойдет баннерная реклама, а также реклама в сетях: на тематических ресурсах и аудитории по интересам;  

  2. Нет узкого спроса на товар или услугу, тогда как широкий спрос «слишком широкий»;

  3. Товары и услуги популярны, но в виртуальном пространстве на них спрос невысокий;

  4. Товары и услуги не пользуются спросом в опредёленной географической локации.


III. Потребность в имиджевой рекламе

Для знакомства с брендом и информирования пользователей о существовании компании, о предлагаемых ею товарах или услугах контекстная реклама не подходит. Использование другого рекламного канала - к примеру, баннерной рекламы или нативной статьи - принесёт намного больше пользы.

Оценка эффективности напрямую зависит от комплексных задач бренда. Не стоит бессмысленно использовать все имеющиеся форматы, чтобы создать информационный шум и привлечь максимальное внимание к своей компании. Так это не работает, да и бюджет нужно беречь.  

IV. Неготовность к приёму трафика

  • Сайт не готов к приёму трафика. Низкий коэффициент конверсии, плохие показатели юзабилити, страницы не оптимизированы под мобильные устройства - любые недочёты будут отталкивать потенциальных покупателей, даже при наличии качественных рекламных объявлений и уникального товарного предложения.

  • Отдел продаж имеет низкую конверсию из заявок в продажи. Показ объявления - не всегда клик, клик - не всегда заказ, а заказ - не всегда продажа. Из-за некомпетентности менеджеров, отвечающих за коммуникацию на первом этапе, и неправильной обработки входящих обращений можно потерять потенциальных клиентов, которые заинтересуются компанией и оставят заявку на сайте.

  • Бизнес не готов к увеличению объёма заказов. Может возникнуть ситуация, когда реклама запущена, количество заказов резко выросло, но в компании возникают сложности с графиком доставки продукции или появляются проблемы с наличием товара на складе. В этом случае реклама скорее принесёт бизнесу вред, увеличив количество негативных отзывов и потратив бюджет впустую, чем поспособствует его комплексному развитию. Зачем тратить деньги на привлечение потенциальных клиентов, если они не смогут осуществить покупку?


V. Некачественный продукт или слабое УТП

Некоторые компании надеются, что контекстная реклама поможет им продать заведомо некачественный товар или избавит от подробного рассказа о его конкурентных преимуществах, в котором они явно не сильны. Нельзя добиться высокой эффективности или заставить пользователя кликнуть на объявление, если бренд сам не понимает, кто он, где он и зачем существует.


Перешедший по объявлению пользователь вряд ли станет покупателем при отсутствии сформированного предложения в хорошей упаковке. Мало кого заинтересует неконкурентная цена или плохие условия. В конечном итоге низкая кликабельность приведёт к повышению стоимости клика и увеличению расходов на рекламу.


VI. Плохие отзывы в интернете

Репутация компании сильно влияет на лояльность к бренду и финальный выбор покупателей. Большое количество информации во Всемирной Паутине и её доступность могут помешать получить планируемую прибыль. Негативные отзывы, комментарии на профильных площадках и агрегаторах способны резко прервать путь потенциального клиента от заявки до покупки.


Перед запуском рекламной кампании рекомендуется тщательно проверить наличие отрицательных отзывов, отработать их, нейтрализовать причину возникновения и обеспечить приток новых положительных комментариев, подкреплённых каким-нибудь приятным бонусом. Лучше не допускать критических ситуаций, поэтапно формируя лояльность потребителей благодаря качественной продукции и сервису, а также постоянной коммуникации и ответам на интересующие вопросы.


VII. Нереалистичные ожидания

Какого результата можно ждать от рекламной кампании, даже если она настроена мастером 80-го уровня, когда на сайте не настроен сбор данных - системы аналитики, коллтрекинг, CRM. Все цифры примерные, показатели относительные, а эффективность вообще сомнительная. Прогнозы будут строиться на основе суммарного количества переходов или обращений, а, следовательно, искажать общую картину и тратить впустую часть бюджета.


Качественную оптимизацию рекламной кампании специалисты смогут провести только при наличии статистики и данных, отражающих реальную отдачу каждого объявления. Это относится ко всем маркетинговым активностям бизнеса - чем больше форматов и каналов используется, тем детальнее и подробнее должна быть аналитика.


VIII. Обучение сотрудника «по-быстрому»

Зачем идти в агентство или обращаться к профессионалу-фрилансеру, когда можно вырастить специалиста самому, нагрузив его с первой недели комплексными задачами от создания до управления несколькими рекламными кампаниями. Сложность заключается в том, что на подготовку такого специалиста нужен по крайней мере год, а также значительный бюджет на пробы пера и другие эксперименты.

Помимо теоретической базы растущему специалисту по контексту потребуется наработка практического опыта, и даже в этом случае никто не гарантирует высокой эффективности.

Арсенал любого специалиста постоянно пополняется интересными решениями, новыми возможностями и практическими знаниями по определённым тематикам. Плюс частое обновление рекламных инструментов и необходимость регулярной оптимизации всех составляющих кампаний. В большинстве случаев бизнесу выгоднее обратиться в агентство, чем тратить время и ресурсы на самостоятельную настройку.


IX. Ожидание мгновенной отдачи

Преимущество контекстной рекламы в том, что можно получать переходы на сайт сразу же после прохождения модерации и запуска кампаний. Правда, за этой лёгкостью кроется множество нюансов, связанных со сбором статистики и оптимизацией рекламной кампании - часто от 1 до 3 месяцев. Только после тщательной проработки всех деталей она начнёт приносить ожидаемый доход и планируемый возврат инвестиций.

Иногда, спустя 2-3 недели после запуска кампании, рекламодатель начинает думать: «Деньги потрачены впустую», «Результата нет», «Канал не работает», так как ожидаемая стоимость конверсии выше той, которую закладывали в прогнозе. Нельзя поддаваться первому желанию «выключить всё» или «сократить бюджет», если бизнес действительно хочет достигнуть поставленных целей, которые удивят всех скептиков и паникёров, отказавшихся от возможностей контекстной рекламы.


Статья была написана для портала biz360.ru, оригинал опубликован здесь.