К черту креатив, зарабатывайте деньги!

Александра Полюшкова
19 июля 2011

В силу своей деятельности, я часто слышу вопросы о продвижении сайта/бизнеса в интернете.
В какой-то момент повторять одно и то же попугаем мне надоело, и я решила сделать коротенькую шпаргалку для ответов на такие вопросы.
В принципе, ее можно просто давать клиентам, чтобы не дожидаться от них серии элементарных однотипных вопросов.
Сразу оговорюсь, что нижесказанное адаптировано для продающих сайтов.

Структура описания:

  • Канал
  • Описание канала
  • Как работать самому
  • Про эффективность
  • Выводы

В обзор вошли: контекст, SEO, тизеры, социальные сети, рассылки.

***

Канал Контекстная реклама
Описание канала
Пожалуй, самый популярный канал (хотя некоторые склонны считать, что на первом месте SEO).
Контекстную рекламу делят на три подвида: поисковая, тематическая и поведенческая.
Например, вы набрали в поисковике «кирпичи» и получили сто мест, где можно купить кирпичи. И парочку про музыкальную группу «кирпичи», и может что-то еще про то, как вредно ходить с мордой кирпичом) – это поисковая реклама.
Затем вы пошли по форумах о кирпичах. Там вам снова покажут именно рекламу кирпичей – это будет тематическая реклама. Но иногда бывает, что вы заходите на сайт любителей кошек или фотохостинг, а рекламу вам показывают все тех же кирпичей. Это происходит потому, что если вы не сказали прямо, что хотите (поисковый запрос), или не указали на свои интересы косвенно (страница про кирпичи), но пришли куда-то, где нет четкой темы, то система выдаст вам рекламу на основе ваших прошлых поисковых запросов. Это и будет поведенческая реклама.

Как работать самому
По контекстной рекламе существует масса инструкций, учебников и даже бесплатных семинаров. Самый простой способ – следовать инструкциям в Яндекс.Директ.
Алгоритм работы прост: закинули на счет денег, составили объявления, настроили параметры показа (в каком регионе, в какое время) и выставили цену за клик. Принцип тут аукционный + CTR, т.е. решают не только деньги (кто больше дал – тому и место) но и «полезность» объявления для клиента – чем больше кликов, тем ниже для вас стоимость и больше показов. (CTR - click-through rate - показатель кликабельности, определяется как отношение числа кликов к числу показов, измеряется в процентах).
Кампанию легко запустить и легко остановить.
Всегда есть возможность обратиться за помощью к менеджеру.
Но помните, что пока вы всему учитесь на своих ошибках, многие давно заказали обслуживание у классных специалистов. Деньги вы потратите в любом случае, и с агентством и без. Но без опыта вы еще долго будете тратить деньги… не всегда эффективно.

Про эффективность
В общем и целом, через контекстную рекламу приходят вполне целевые пользователи. Ведь если вы правильно составили список запросов для своего объявления (что нужно набрать в строке поиска, чтобы увидеть ваше объявление), значит, к вам придут именно те, кто в вас заинтересован.
Однако есть свои нюансы. Те же кирпичи люди могут искать по запросу кирпичи, купить кирпич, стройматериалы, стройка, построить дом… Но те, кто также ищет «стройматериалы», могут искать и побелку и паркет. А у вас только кирпичи. А именно «кирпичи» едва ли ищут так уж много. Придется изворачиваться. Второй момент – люди ваш товар должны именно искать. Если ваш товар уникален и о нем никто пока не знает, стоит ориентироваться на тематический контекст и баннеры, но не на поисковый трафик.

Выводы
Удобный и быстрый канал. Запускается за день, отдача сразу, остановить можно моментально, подправлять – на ходу.
Хороший канал для привлечения клиентов на массовый, понятный товар, пользующийся большим спросом. Например, канцтовары, косметика, бытовая техника. Не подходит для продвижения эксклюзивных товаров (доставка омаров частным самолетов из Франции), или новинок без сформированного спроса (саморегулирующиеся подставки под ножки рояля для сейсмически-подвижных районов). С осторожностью следует использовать для товаров с ограниченным/небольшим спросом (курсы скоропечати для слепых) – если у вас менее 10.000 потенциальных клиентов, возможно, следует присмотреться к другим вариантам.


Канал SEO
Описание канала
SEO – это война с поисковыми роботами. Хотя некоторые склонны называть это «взаимодействием». Суть игры проста: вы должны убедить робота в том, что ваш сайт – наилучшим образом подходит пользователю. А роботы будут сопротивляться. Главный приз за победу – трафик.
Штука в том, что в этой борьбе правила иногда меняются и не всегда в вашу пользу. А результат вы увидите не ранее, чем через несколько месяцев ежедневной упорной/дорогой работы. А можете не увидеть вообще.

Как работать самому
Есть платные и условно бесплатные способы продвижения.
К платным можно отнести закупку ссылок, к условно бесплатным – регулярное обновление релеватного контента и оптимизация кода. В сети есть множество инструкций, как и что нужно делать. SEO требует ежедневного внимания, его нельзя «настроить» как контекст и использовать, пока не закончатся деньги на счету. SEO невозможно запустить за один день или остановить одним кликом.

Про эффективность
Эффективность SEO вы заметите не сразу. Если заметите вообще. Ибо это не рубильник, как контекст: включил – и полилось. Однако именно в этом и заключается основное преимущество SEO – его нельзя «выключить» одной кнопкой. Даже когда работы остановлены, если они велись верно, то позитивный эффект вы будете наблюдать еще очень долго. Вылететь с рекламно места можно, как только кто-то перебьет вашу ставку, в одну секунду, а вот из поисковой выдачи – только если вы нарушили правила или эти правила поменялись. Во всех остальных случаях движение как вверх, так и вниз будет медленным. Таким образом, вложения в SEO будут работать на вас еще долгое время.

Выводы
На самом деле, основная фишка заключается в том, что играми с роботами занимаются те, кому… надо схитрить. Но если вы ведете хороший проект, добросовестно пишете уникальный контент и ежедневно публикуете новости, активно меняетесь ссылками с партнерами и т.п. – оптимизация будет происходить как бы сама собой. Ведь задача роботов – найти сайты, которые полезны людям.
Если вы именно такой сайт, вам не придется им притворяться. Так что даже если вы не готовы сейчас платить за SEO, просто делайте свою работу на совесть – и вам это обязательно зачтется. Деньгами.


Канал Тизеры
Тизеры – это надоедливые картиночки, которые вы встречаете на разных сайтах, и которые обещают вам что-то интересное, сенсационное, полезное, дешевое и проч. У тизерной рекламы нет возможности выставить ключевые слова. Зато объявление показывает не только текст, но и картинку, и появляется не в поисковиках, а на сайтах партнерской сети системы.

Описание канала
Представьте себя на месте покупателя. Вас бы не смутило, что это рекламируется тизером? Отлично, значит, он вам подходит.

Как работать самому
Мы не рассматриваем вариант создания своей сети – едва ли имеет смысл тратить уйму времени на поиск и утрясание всех деталей сотрудничества с каждым из 1000 веб-мастеров. Поэтому рекомендую пробовать существующие сети и найти ту, которая подойдет именно вам.

Про эффективность
Тизерные сети дают объемный, но нестабильный трафик. Все очень сильно зависит от того, кто еще рекламируется вместе с вами параллельно. Предсказать их эффект без теста невозможно. И даже работая в одной сети, неделя не придется на неделю.
Если в контексте и SEO можно ограничивать аудиторию по интересам через ключевые слова, то тизеры рассчитаны на широкую целевую аудиторию.

Выводы
Интересный инструмент не первой очереди.


Канал Социальные сети
Описание канала
Безумно модная фишка. Одноклассники, Вконтакте, ЖЖ, ФБ и прочее по мелочи. Проблема в том, что спамить там многие уже научились, а вот работать – нет. Даже очень крупные агентства будут ездить вам по ушам, что надо сделать группы, страницы, запустить игровое приложение, но попробуйте договориться с ними на оплату за покупку – и они сделают большие глаза недоенной коровы и скажут «ну что вы!». И ни за что не согласятся работать за результат. Максимум – за некое количество «читателей». Здесь вам нужно очень четко понимать, нужны ли вам читатели или все-таки требуются покупатели. Это разные люди.
В соц-сетях можно работать по-разному. Во-первых, давать рекламу с довольно приличным таргетингом и на большую аудиторию. Во-вторых, создавая страницы и группы и делая там разные шоу-конкурсы-штуки. В-третьих, засылать агентов влияния и заводить нужные вам разговоры, а существующие беседы направлять в нужное вам русло.

Как работать самому
С рекламой все понятно: тот же алгоритм, что и с контекстом. Поисковой выдачи здесь нет, но на тематический контекст это будет похоже. Вы ведь сможете выбрать среди аудитории именно мужчин и именно тех, у кого в интересах стоит «долгострой дачи» J
Что касается развлекаловок в группах, спросите себя, почему эти люди после чего-то (поста, конкурса, баннера, подарка, фото, лотереи, продолжать до упора) у вас что-то купят? Если ответа нет – скорее всего, вы правы. Они не купят.
Развлекать аудиторию, конечно, надо. Но поиграть в дорогое и красочное приложение – это одно. А купить сотовый телефон за 20 000, которое это приложение рекламирует – уже другое. И те, кто участвуют в конкурсах, но не выигрывают, вряд ли поломятся в магазин покупать эту вещь. Они хотели ее бесплатно, понимаете? Выиграть! Если бы задача была купить – они бы пошли и давно купили.
Поэтому включаем голову и работаем «на продажу». Завлекаем продающими текстами. Объясняем, как товаром пользоваться и как он из клиента сделает звезду/наполнит его дом счастьем, а тело здоровьем. И т.д. и т.п. Отличный канал для реализации творческого потенциала!
Агенты влияния – штука редкая, попробуйте поиграть в это сами. Даже если ничего не продадите, получите массу ценной информации в виде обратной связи. Например, вы им так ненавязчиво «а вы пробовали кирпичи у Михалыча» - а вам в ответ 5 комментов «да ты с ума сошел? Там такая баба злющая на телефоне, что я бы и бесплатно ничего там не заказал!» Вот и результат)

Про эффективность
Да, и здесь ее тоже можно мерить. Хотя и сложнее. Особое внимание на канал нужно обратить внимание тем, чей товар хорошо идет по «сарафанному радио» или хотя бы нравится на столько, чтобы можно было «покидать ссылки».

Выводы
Интересный канал, особенно для тех, кто стеснен в средствах. Дает необыкновенные условия по таргетированию в случае, если вы действуете через рекламу. Можно стрелять не то, что узко, а почти точечно.
Однако всегда стоит помнить, что в соц. сетях вас не ищут. Если вы показываете девочке, у которой в профиле стоит интерес «косметика», помаду, то она ее обязательно посмотрит, но совсем не обязательно купит. Впрочем, как и везде в рекламе.
Так что будьте внимательны!


Канал Direct Mail или рассылки
Описание канала
Большинство магазинов стараются запихнуть форму регистрации аж в шапку. При этом зачем она нужна, внятно объяснить не могут.
Между тем, даже небольшая база может кормить вас долго и вкусно. Главное – научиться из нее эти деньги выжимать.
Многие в лучшем случае поздравляют своих клиентов с Новым Годом. А умные – составляют серии писем, к последнему из которых клиент готов купить товар за любые деньги!

Как работать самому
По директ-мейлу, как и вообще по всему, включая вышивание крестиком ногами, книги есть. Подвох всех книг в том, что после прочтения надо что-то делать, а мы этого не любим.
В любом случае, для начала разгребите свою базу. Посмотрите, сколько там девочек и мальчиков, откуда они, сколько им лет, кто из них делал больше одной покупки и т.д. Возможно, откроете для себя много нового.
Как поделите клиентов на секторы – подумайте, что интересного им можно предложить. И смело это делайте! Вы ведь однажды заплатили за то, чтобы они к вам пришли. Так используйте контакт максимально!

Про эффективность
Прекрасный канал по соотношению вложения/отдача. Даже если вы торгуете мебелью и у вас уже купили диван, продайте стул. Есть только диваны? Продайте подушки, чехлы, чистку для ткани и кожи. Или поищите подходящий журнальный столик. Торшер. Да тыща вариантов!
Они ничего не купили и даже не собираются? Сделайте рассылку по дизайну интерьера, а подписчикам периодически и скромно предлагайте свои подушки и чехлы, светильники и подсвечники. Привлекайте подписчиков на бесплатный, уникальный и полезный контент – и со временем они тоже что-то у вас купят. Не ленитесь, ищите то, что найдет отклик у заваленных бесполезным спамом людей!

Выводы
Бюджетный и эффективный канал. Главное – будьте полезны и интересны! И вам за это обязательно заплатят.

С чего же начать?
Как и во всем предыдущем материале, я не буду оригинальна со своим советом: начинайте с более эффективного метода, и когда он исчерпал себя или вы его достаточно поняли и освоили, переходите к следующему.
Многие любят впадать в креатив, запуская сумасшедшие акции и конкурсы. Творчество – это прекрасно. Но если на данном этапе обычная, добротно сколоченная реклама «в лоб» принесет больше пользователей – к черту креатив, зарабатывайте деньги!

Помните, что «эффективная» реклама – не та, которая стоит дешево и не та, которую увидело больше людей, а та, где на один вложенный рубль вы заработали хотя бы просто больше одного рубля. Чем больше – тем эффективнее. Узнаваемость, PR – это про другое. Я с этого начала свой материал – у нас тут продающие сайты, продающая реклама и вообще бизнес ради денег, а все остальное – миссии, PR, премии за креатив, узнаваемость без подсказки – потом.